Официальные сайты Екатеринбурга
05:59, 21 июня 2019, пятница

МАУК ДО Екатеринбургская детская школа искусств № 4 «АртСозвездие» ► On-line 3D-экскурсия

Новости

3 – 4 июня в Центре культуры «Урал» – прошла XV общероссийская научно-практическая конференция в области художественного образования детей «Стратегия развития детской школы искусств в современной Росс

На конференцию зарегистрировалось 497 участников, из них около 100 – это гости города со всех регионов Российской Федерации, и еще столько же – преподаватели и руководители художественных школ из Свердловской области, остальные – педагоги и руководители детских школ искусств Екатеринбурга. Конференция сосредоточила внимание на насущных проблемах художественного образования, путях их решения, возможностях для руководителя школы, преподавателей, учеников и их родителей.

Предваряли мероприятия научно-практической конференции выставка художественных работ учащихся школ искусств города Екатеринбурга, стендовые презентации детских школ искусств – победителей Общероссийского конкурса «50 лучших детских школ искусств России» за 2014, 2015 годы. Этот материал наглядно продемонстрировал, почему НПК в сфере художественного образования проходят в Екатеринбурге. Кроме того, перед пленарным заседанием проводилась ярмарка методического обеспечения детских школ искусств: концентрация практического опыта, накопленного за последнее время преподавателями екатеринбургских школ искусств, музыкальных и художественных школ.

На пленарном заседании приветствовал всех собравшихся заместитель главы Администрации города Екатеринбурга по вопросам социальной политики Михаил Никитович Матвеев. Он пожелал всем найти пути решения проблем, обсудить имеющийся положительный опыт школ искусств Екатеринбурга: «Сегодня мы живем в непростое время: новые нормы законодательства и время диктуют направления развития школам искусств. Руководителям образовательных учреждений сложно: порой они не уверены в том, что соответствуют новым концепциям, зачастую и практика расходится с концепцией в теории. Но всем нам нужен результат: государству, учредителю образовательного заведения, родителям и самим детям, потому что жизнь у человека одна, и, поступив в ДШИ, ребенок имеет намерение придти к какому-то результату. Жизнь подсказывает, что это и есть наша цель – сделать максимум для того, чтобы ожидания и надежды родителя и ребенка оправдались.

Сегодня много говорится об эффективности художественного образования, оценке качества услуг. В этом море показателей, которые модно называются «эффективность», бывает сложно увидеть дело по существу, ради которого школа искусств создавалась и придумывалась.

У екатеринбургских школ искусств есть опыт по решению разных проблем. Мне бы хотелось, чтобы по результату этой научно-практической конференции вы не только могли ознакомиться с этим опытом, но и что-то смогли перенять, чтобы в вашем общении друг с другом вы решили проблемы художественного образования».

Дала свое напутствие на успешное решение общих проблем и начальник Управления культуры Администрации города Екатеринбурга Татьяна Львовна Ярошевская: «Я рада, что Екатеринбург вновь стал всероссийской площадкой по обсуждению самых разных острых проблем школ искусств. Я рада, что Екатеринбург сегодня делится своими эффективными моделями педагогических практик. На сегодня нами накоплен колоссальный опыт создания локальной базы нормативных актов, опыт реализации дополнительных, общеразвивающих, предпрофессиональных направлений школ искусств, опыт создания и обновления методического обеспечения школ, опыт работы с одаренными и особыми детьми. Мы рады будем поделиться этим опытом».

Евгений Александрович Ямбург, заслуженный учитель России, директор общеобразовательной школы № 109 города Москвы, в своем видеообращении обозначил проблемные места дополнительного образования, поставив, в первую очередь, под сомнение сам термин «дополнительное образование»: «На сегодняшний день существует две проблемных зоны: проблема дополнительного образования и проблема преподавания дисциплин эстетического развития в общеобразовательной школе.

К термину «дополнительное образование» я отношусь очень скептически. Для меня основное и дополнительное образование – два рукава одной реки. Очень сложно понять, где заканчивается основное, а начинается дополнительное.

Второй момент, который мне хотелось бы обозначить, – сегодня наступило время дешевого прагматизма. Считается, что дети должны обладать компетенциями, связанными с информационной, экономической, юридической грамотностью… Но не художественной. Но я приведу один пример, когда Япония вышла из Второй мировой войны, у людей было очень много тараканов в голове – и нацизм, и боль по утраченной империи… Знаете, что сделали японцы? Они ввели в школах дополнительные часы для занятий живописью, музыкой, литературой. Это все то, что очищает голову и наводит порядок в сердце. Это не помешало их модернизации – наоборот, случилось японское экономическое чудо. Не случайно говорят: «Не хлебом единым жив человек!»

У нас в последнее время наблюдается другая тенденция: из-за экономических реалий все чаще под финансовый нож попадают предметы эстетического цикла и услуги дополнительного художественного образования. Это неприятно. Но могу сказать, что это ненадолго. Здравый смысл все-таки восторжествует».

Началось пленарное заседание, которое было призвано обозначить проблемные места в художественном образовании. Первой свой доклад на тему «Модель системы художественного образования города Екатеринбурга в условиях современного законодательства РФ» представила первый заместитель начальника Управления культуры Администрации города Екатеринбурга Елена Евгеньевна Трофимова.

По словам Елены Евгеньевны, на сегодня деятельность учреждений художественного образования в Екатеринбурге представляет собой упорядоченную систему, имеющую четкую структуру, цели и задачи. Определяется эта система, в том числе, и местными нормативными актами: Стратегическим планом развития Екатеринбурга, программой «Екатеринбург – центр современного искусства», одной из важнейших программ «Талантливые дети – талантливый город», дорожной картой.

В течение последних лет наш город стал местом обсуждения острых вопросов в сфере художественного образования: проведены 9 научно-практических конференций, резолюции которых легли в основу федеральных документов, решающих нормативно-правовые и финансовые проблемы учреждений дополнительного образования.

За последние годы муниципальная модель художественного образования города обрела четкую структуру: дошкольное, общеобразовательное, высшее звено. Это 36 школ: 14 музыкальных, 14 школ искусств, 4 хоровых школы, 4 художественных школы, театральная школа, одна гимназия. Есть и свой вуз – Екатеринбургская академия современного искусства. Система сложилась и устоялась. «Мы уже на инновационной ступени развития», – сказала Елена Евгеньевна.

Несмотря на особенности непростого экономического периода, бюджет школ искусств в 2016 году вырос. С 1 января применяется методика персонифицированного финансирования дополнительных образовательных учреждений.

Общий контингент школ искусств на сегодняшний день – 16204 человека, более 10000 ребят учатся бесплатно, 7000 сейчас проходят предпрофессиональную ступень обучения.

В школах проведена инвентаризация, проводятся мероприятия по усилению безопасности школ.

Сегодня детские школы искусств Екатеринбурга работают в режиме активного изменения нормативной базы, получены лицензии нового образца, идет работа над введением профессионального стандарта педагога дополнительного образования. 60% преподавателей ежегодно повышают квалификацию. Проводится ежегодная премия «Во славу Екатеринбурга» для повышения престижа педагога дополнительного образования. Эта сфера деятельности стала привлекательной для молодых специалистов.

В школах вводятся новые направления: театр, дизайн, современная цифровая музыка, современный танец, архитектура.

Одни из важнейших пластов деятельности – организация сетевого развития и взаимодействия дополнительного образования с городским пространством: школы искусств сотрудничают с дошкольными и общеобразовательными учреждениями, центрами культуры. Дети выступают на лучших площадках города.

Организуются летние творческие школы.

Определяется рейтинг учреждений по итогам года: на сегодняшний момент в городе 15 школ класса «премиум», 14 – «профи», 8 – «классик». Общественный совет работает для независимой оценки качества образовательных учреждений.

Налажена работа городского ресурсного центра – методической поддержки школам системы художественного образования; работают 9 методических секций, осуществляется социальное партнерство с ресурсными центрами других регионов.

За последние годы сформирована система раннего профессионального самоопределения – работает образовательная программа «Ранняя профессиональная ориентация»: 1033 человека уже выпущено, 70% продолжило далее образование в вузах.

Муниципальной системой образования в культуре и искусстве выполняется и социальная миссия – поддержка особых детей: разрабатываются и вводятся специальные программы, ведется добровольческая, волонтерская деятельность. В октябре 2015 года проводилась большая научно-практическая конференция по инклюзивному образованию.

Основной своей целью системы образования в культуре и искусстве, как сказала Елена Евгеньевна Трофимова, является «взращивание культурной интеллигенции и передача уникального культурного кода будущим поколениям».

Директор Института арт-педагогики, заведующий кафедрой дошкольной педагогики Тверского государственного университета Владимир Петрович Анисимов выступил с докладом «Арт-педагогическая модель стратегического развития современной детской школы искусств». Он обозначил много проблемных мест в системе художественного образования, провел глубокие параллели и анализ качественного положения дел, затронув такие проблемы, как отсутствие общеразвивающих программ, неумелого сотрудничества педагогов с родителями, эмоциональной бесплодности педагога, отсутствия объективных критериев оценки творчества ребенка, конкурсов, формирующих негативизм у учащихся, слабой психолого-педагогической компетенции преподавателя ДШИ. «Общеразвивающие программы должны быть направлены на развитие здоровья ребенка, в том числе, психологического, – подчеркнул он. – Педагогическую деятельность я определяю как творческое взаимодействие трех субъектов: вначале педагог, затем родитель (помогать надо родителю в развитии их ребенка!), личность самого ребенка, которого надо подвести к саморазвитию. Что такое саморазвитие? Предприимчивость индивидуума в творческом созидании себя: что я знаю о себе, кто я, как я обеспечиваю себе жизнеспособность на основе личностных ресурсов и предназначения».

Психологическую компетенцию преподавателя, его собственное здоровье и его творческую эмоциональную включенность Владимир Петрович назвал основными условиями правильного развития личности ребенка: арт-педагог не только обучает умениям и навыкам, но и умеет актуализировать родовые ценности семьи ребенка, очень важна работа с родителями.

Сравнивая традиционный подход художественного образования и арт-педагогики, он выделяет еще одно отличие: традиционный подход рассматривает искусство как вид профессиональной деятельности, в арт-педагогике искусство – это психотренинговая деятельность, это ресурс, воспроизведение ценностей рода.

В конце выступления Владимир Петрович потряс аудиторию, призвав присутствующих педагогов работать с отцами детей, поддерживая движение «возрождения отцовства на Руси». Добавив, что художественное образование – это все-таки не услуга, а серьезная работа по формированию здоровой творческой личности.

Кроме того, были заслушаны доклады, поднимающие те или иные проблемы в системе детского дополнительного художественного образования: «Городской ресурсный центр как инновационная инфраструктура в муниципальной системе художественного образования» Елены Геннадьевны Батановой, директор Детской музыкальной школы №11 имени М.А. Балакирева (Екатеринбург), «Межведомственное взаимодействие детских школ искусств: стратегии, методы, социальный эффект» Балакиревской школы искусств из Гусь Хрустального, «Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования: принципы формирования и перспективы внедрения» Инны Анатольевны Ахьямовой, доктора педагогических наук, профессора, ректора Екатеринбургской академии современного искусства

После пленарного заседания, обозначившего основные проблемы в художественном образовании, начали работу круглые столы, призванные решить путем обсуждения некоторые насущные проблемы. В темах были заявлены «Проблемы разработки и внедрения дополнительных общеразвивающих программ в ДШИ», «Социокультурное значение детской школы искусств в современном обществе», «Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования: проблемы и перспективы внедрения».

Во второй день начали работу секции по профилям образовательных программ.

По результату Научно-практической конференции в ближайшее время будет принята резолюция.

https://

 

Источник: сайт Управления культуры Администрации города Екатеринбурга

Автор: Анастасия Мошкина

Фото: Георгий Сапожников


06.06.16 просмотров: 521