Официальные сайты Екатеринбурга
00:50, 21 мая 2018, понедельник

МАУК ДО Екатеринбургская детская школа искусств № 4 «АртСозвездие» ► On-line 3D-экскурсия

Проблемы и перспективы организации деятельности ДШИ по работе с детьми с ОВЗ

СООБЩЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ЕДШИ № 4 АРТСОЗВЕЗДИЕ КУРЕННОВОЙ ЯНЫ СЕРГЕЕВНЫ

В обучении детей с нарушениями интеллектуального развития, по сравнению с общеобразовательной системой, школы искусств, как представители системы дополнительного образования, могут иметь большое и неоспоримое преимущество. Обращаясь к искусству, учитывая особенности творческой,  художественной деятельности, используя принципы и  методы артпедагогики, в обучении данной категории детей и интегрируя в педагогической и коррекционной работе различные виды искусств, посредством художественной деятельности, они способны добиваться более весомых и значительных результатов в социализации индивидуума.

Но если с «техническими» препятствиями общество может справиться (по крайней мере здесь есть ясность – надо обеспечивать наличие пандусов, низкопольного транспорта, лифтов, звуковых сигнализаторов, визуальных указателей и т.д. и т.п.), то неготовность общества общаться на равных «не с себе подобными» в смысле интеллектуального развития – весьма и весьма очевидна. Поскольку они – пока очень мало «знакомы» друг с другом, у них недостаточно «точек соприкосновения»,  «общих тем» для разговоров, общих занятий и увлечений, общих переживаний и достижений, общих ценностей и эмоций – то есть всего того, из чего и состоит  жизнь.

В данный момент ЕДШИ 4 «АртСозвездие» предоставляет детям с ОВЗ возможность обучаться по программе «Свободного творческого развития.

Так сложилось, что у нас обучаются в основном дети с интеллектуальными и поведенческими нарушениями (в том числе и с различными сочетаниями дефектов).

Те дети, которые у нас обучаются, не имели выбора, они были вынуждены согласиться обучаться по той программе, которую мы им предложили. Даже если у этих детей или их родителей есть другие пожелания: хотят ли они играть на фортепиано, гитаре или заниматься академическим вокалом, это оказывается невозможным, так как педагоги, которые могут этому обучать не хотят или не могут работать с такими детьми и не имеют адаптированной для них программы обучения.

Создание программ для детей с ОВЗ это очень трудоемкий процесс, так как для детей с разными нарушениями, требуются разные программы, создать одну универсальную невозможно. Дети с нарушением интеллекта не равны детям с нарушением опорно-двигательного аппарата, которые в свою очередь не равны детям с сенсорными нарушениями.  Если для одних необходимо адаптировать содержательную часть, то для других менять инструментарий и методы обучения, а также материально-техническую базу.

Также проблема есть и с наличием квалифицированных педагогов. Программа СТР является общеразвивающей и может быть реализована психологами, дефектологами, коррекционными педагогами и педагогами адаптивной физической культуры. Предпрофессиональная программа предполагает педагога с музыкальным, хореографическим или художественным образованием и, в то же время, он должен обладать знаниями об особенностях нарушений детей и уметь с ними работать.

Педагогам и врачам (возможно это будут специалисты медико-психолого-педагогических комиссий) необходимо выявить те категории детей, которые могут обучаться по предпрофессиональным программам художественных, музыкальных школ и школ искусств. И для каждой такой категории с учетом конкретных особенностей должны быть разработаны свои программы.

А реализовывать эти программы должны «музыканты-дефектологи», «хореографы-адаптивщики» и «художники-психологи» (т.е. те люди которые имеют дополнительное образование или переподготовку в области коррекционной педагогики, дефектологии, психологии). А для тех детей, кто не может освоить предпрофессиональную программу должна быть предоставлена возможность обучаться по общеразвивающей программе. Если эти программы будут иметь бюджетное финансирование и будут обеспечены материально-технической базой и компетентными педагогами, тогда будет возможность говорить о доступной среде в сфере образования в учреждениях культуры.

Социокультурная деятельность, а именно - проекты показывают потенциал творческой деятельности особых людей, позволяют увидеть результат их творчества, презентовать зрителю искусство «аутсайдеров», как одного из направлений современного искусства. В процессе реализации социокультурных проектов создается благоприятная обстановка для новых форм работы с теми, кто нуждается в заботе, опеке и сопровождении, создается новое образовательное пространство.