Официальные сайты Екатеринбурга
00:46, 21 мая 2018, понедельник

МАУК ДО Екатеринбургская детская школа искусств № 4 «АртСозвездие» ► On-line 3D-экскурсия

IX научно-практическая конференция "АртЕкатеринбург-2015"

«Арт-педагогика в школе искусств как средство развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы ЕДШИ № 4 «АртСозвездие»)»

                                                           Бутаков В.В.,

Заслуженный работник культуры РФ,

директор МАУК ДО «Екатеринбургская детская школа

 искусств № 4 «АртСозвездие»

 

          «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах!» – гласит Всеобщая декларация прав человека. И ни у кого не возникает сомнений в очевидности констатации этого принципа!

 Но не надо торопиться с таким выводом… Ведь стоит нам сделать шаг чуть в сторону – повести речь не просто о человеке, а о человеке с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – то всё сразу становится не таким уж определенным и не таким уж очевидным… Поскольку речь идет о человеке, который может иметь очень большое отличие от нас в своих возможностях и в своем развитии – и в физическом, и в интеллектуальном!

          Да, сейчас этой проблеме в современном обществе уделяется большое внимание, толерантность общества к этой категории людей возрастает, но это – еще не гарантия того, что права инвалида в настоящее время могут быть реализованы в той же мере, как и права обычного человека, поскольку этому препятствует как «техническая» (для инвалидов с нарушениями опорно-двигательной аппарата, инвалидов по зрению, по слуху и т.д.), так и социальная (для людей с нарушениями интеллектуального развития) необеспеченность его коммуникаций в окружающем его мире, так как наше общество ещё далеко не готово «на равных» общаться с теми, кто отличается от него, имеет другую ментальность, другие интеллектуальные возможности – и особенно это касается людей с различной степенью отсталости в психическом и умственном развитии.

          И если с «техническими» препятствиями общество (в конце концов!) может справиться (по крайней мере здесь есть ясность – надо обеспечивать наличие пандусов, низкопольного транспорта, лифтов, звуковых сигнализаторов, визуальных указателей и т.д. и т.п.), то неготовность общества общаться на равных не с «себе подобными» в смысле интеллектуального развития – весьма и весьма очевидна! Поскольку они пока очень мало «знакомы» друг с другом и у них недостаточно «точек соприкосновения»,  «общих тем» для разговоров, общих занятий и увлечений, общих переживаний и достижений, общих ценностей и эмоций – то есть всего того, из чего и состоит  жизнь!

          Какие же у общества есть средства для преодоления данной разобщенности и дистанцирования этих «собеседников» друг от друга?

Система общего образования в определенной мере пытается решить эту проблему устранения разницы интеллектуальных (эмоциональных, этических, эстетических, нравственных, гражданских и т.д.) потенциалов этих «собеседников» для установления более полного «диалога» между ними. Но данная система, направленная больше на образование личности, приобретение и накопление ею каких-либо знаний в определенных областях науки и жизнедеятельности человека (да, 2 х 2 = 4, и это – абсолютная, совершенная истина, но – ничего кроме истины! – ничего эмоционального, этического, эстетического, нравственного…), предоставляет достаточно ограниченные возможности для развития личности с ограниченными возможностями здоровья в плане абилитации, адаптации и социализации её в нашем обществе, поскольку целью и результатом её воздействия на такую личность не является формирование коммуникативных навыков, необходимых в повседневной жизни, выработка поведенческих стереотипов, принятие нравственных принципов, формирование и развитие потребностей личности и её мотивация к дальнейшему развитию, так как на это в должной мере не ориентированы ни содержание образовательного процесса, ни форма организации (и индивидуальные домашние занятия, и занятия в коррекционных школах и классах – всё это формы, несущие в себе все-таки определенный оттенок «резервационности»), ни образовательная среда, не обеспечивающая условий для получения необходимых навыков коммуникаций и приобретения положительного опыта общения и установления взаимоотношений с другими людьми  в различных сферах жизнедеятельности человека.

 В данном случае при обучении детей с нарушениями интеллектуального развития, по сравнению с общеобразовательной системой, школы искусств, как представители системы дополнительного образования, могут иметь большое и неоспоримое преимущество – обращаясь к искусству, учитывая особенности творческой, художественной деятельности, используя принципы и применяя методы артпедагогики в обучении и развитии данной категории обучающихся и интегрируя в педагогической и коррекционной работе различные виды искусств, транслируя общечеловеческие духовные ценности с целью воспитания гармонично развитой личности и её адаптации посредством художественной деятельности, они способны добиваться более весомых и значительных результатов в социализации индивидуума. Основой для этого является инициирование и дальнейшее обеспечение процесса развития личности (творческого, эстетического, этического, нравственного и т.д.), неотъемлемо присущее художественному образованию и эстетическому воспитанию, предметом освоения которого являются эстетические и духовные ценности.

Преимущество в воспитании и развитии детей с ОВЗ средствами искусства выражается и в том, что искусство, наряду со множеством других своих функций в обществе, обладает обширным потенциалом различного вида коммуникаций, обеспечивающих личности получение навыков общения и взаимодействия с социумом – кроме непосредственного учебного процесса это концертная, выставочная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, проектах, экскурсии, творческие встречи, поездки, репетиции, организация праздничных, семейных и внеурочных мероприятий и т.д.

Результатом этих коммуникаций между личностью с ОВЗ и обществом может (и должно быть!) установление необходимого взаимопонимания – пусть обе «стороны» убедятся, что могут быть «адекватно» поняты друг другом и признают друг друга равноправными сторонами  «социального диалога».

Но, к сожалению, в настоящее время приходится констатировать, что пока эти рассуждения по поводу преимущества школ искусств перед общеобразовательными учреждениями в воспитании и обучении детей с ОВЗ пока весьма абстрактны, поскольку пока не существует механизма их реализации! По крайней мере на уровне системы дополнительного образования – есть лишь отдельные её «элементы» (опыты работы отдельных школ искусств с данной категорией обучающихся в некоторых регионах). Поэтому нам пока не приходится говорить о реальной реализации прав детей с ОВЗ в сфере дополнительного образования – эти права они не могут реализовать ввиду отсутствия этой возможности! Для того чтобы дети с ОВЗ пришли в школы искусств – и пришли с полным правом! – последним нужны федеральные примерные учебные планы, программно-методическое обеспечение, бюджетное финансирование и, конечно, кадры! И тогда слова из Всеобщей декларации прав человека – окажутся правдой!

Одним из таких «элементов» пока не сформированной на федеральном  уровне системы воспитания и образования детей с ОВЗ является и наша школа – Екатеринбургская детская школа искусств № 4 «АртСозвездие».  Работать с детьми с ОВЗ школа начала ещё в «прошлом веке» – с 1999 года. «Проводниками» этой идеи стали Ефремова Татьяна Валерьевна, преподаватель и музыкант, и Владыкина Елена Владимировна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Идея эта показалась нам настолько достаточно (и по-настоящему!) «безумной», что мы решили попробовать доказать её правдивость!  И тогда под руководством педагогов-энтузиастов Ефремовой Т.В. и пришедшей к нам в школу Малковой Юлии Николаевны были созданы первые «Классы свободного творческого развития», основой для работы которых послужила дополнительная общеобразовательная программа «Общее эстетическое образование». 

И тогда в школе впервые прозвучало слово «артпедагогика».  Оно тогда ещё звучало достаточно редко в педагогической среде и было не во всем нам понятно – понятно, в основном, было лишь то, что это должен быть скорее процесс воспитания, чем образования, поскольку дети, которые пришли к нам одновременно с этим словом, были необычными – это были дети с нарушениями интеллектуального (ментального) развития  (умственной отсталостью, аутизмом, ДЦП, комплексными нарушениями в развитии, в том числе «неговорящие»), то есть самый «тяжелый» для обучения контингент учащихся, как изначально и задумывалось при разработке концепции классов свободного творческого развития. Некоторые из них были отнесены медико-педагогическими комиссиями при общеобразовательных школах к категории «необучаемых», поэтому в средних школах не обучались и школа искусств была для них единственным местом, где они могли общаться со своими сверстниками и окружающим миром. 

За прошедшие 16 лет многое изменилось – артпедагогика, как научное направление в педагогике, окрепло и получило признание, теперь мы знаем, что её поле деятельности  – это проблема использования в педагогической и  коррекционной работе различных видов искусства в целях воспитания гармонично развитой личности, трансляция общечеловеческих и национальных духовных ценностей и адаптация человека посредством художественной деятельности, а искусство с исключительной силой дает толчок к реализации внутренних ресурсов человека, способствует гармоничному развитию его личности и психики.

Теперь можно уверенно говорить о том, что данное направление с каждым годом все более настойчиво заявляет о себе в современном образовательном и культурном пространстве России. Здесь стоит заметить, что сегодня в использовании элемента «арт» педагогами ощущается некоторая образность, поскольку в артпедагогике искусство не является единственной целью деятельности, а становится лишь средством решения профессиональных, воспитательных задач. Иными словами, артпедагогическая теория и практика при помощи средств искусства решает профессиональные педагогические задачи, без претензий на серьёзное художественное образование.

Мы на практике убедились в том, что основными сферами артпедагогической деятельности можно считать создание в образовательном пространстве системы нравственно-эстетического взаимодействия на основе объединения таких общеизвестных наук и отраслей, как педагогика, психология, искусствознание и, в целом, всего огромного спектра человекознания, а также — организацию педагогами самостоятельного художественного творчества участников образовательного процесса.

Безусловно, сейчас мы имеем ввиду, что артпедагогика и общая педагогика имеют общие конечные цели — помочь человеку научиться понимать себя  и гармонично сосуществовать с окружающим его обществом, научиться познавать действие законов красоты и нравственности в окружающем мире.

И сейчас мы уверены в том, что краеугольным камнем артпедагогики является идея гуманизации – стержня нового педагогического мышления, в основе которой лежит установка восхождения к личности, к человеку, как высшей ценности.

 Гуманизм — основа артпедагогики, главный принцип деятельности артпедагога,  он должен быть реализован по отношению к каждому ученику вне зависимости от его способностей. Вера в индивидуальность предполагает большую работу учителя над самим собой, над своим отношением к ученикам, которые не всегда могут вызывать симпатии педагога. При этом воспитательные цели превалируют над целями обучения.

Мы убедились и в том, что этот процесс гуманизации воспитания и образования насыщается у нас размышлениями над «вечными» проблемами (добра и зла, любви и мудрости, красоты и гармонии и другими).

За 16 прошедших лет в школе прошли обучении около ста учащихся с ОВЗ. Надо сказать, что появление в школе искусств в большом количестве таких учащихся (вид которых больше ассоциировался с больничным учреждением, чем со школой искусств) вначале вызвало определенное удивление и недоумение среди обучающихся и их родителей (появление таких людей с отклонениями на улицах вызывает подобную же реакцию). Но это длилось недолго – в общем процессе обучения и коммуникаций все учащиеся скоро узнали, что есть и «другие» дети, отличающиеся от них (и способностями, и развитием, и поведением) и «приняли» это, как и их родители, признав, таким образом, за ними право на обучение (если не сказать больше – на существование!).  И от этой направленности на толерантность и гуманизацию процесса образования школа приобрела очень многое – между участниками образовательного процесса произошла определенная сравнительная оценка свих возможностей и способностей, были актуализированы этические и нравственные нормы и принципы, с обеих сторон приобретен положительный опыт коммуникаций (заложены основы дальнейшего взаимопонимания людей в обществе), повысился имидж школы и у неё появился свой девиз: «Здравствуй, Человек! Ты – талантлив!» - ведь, не имея возможности измерять талант и способности разных людей в каких-либо сравнительных единицах, можно с уверенностью утверждать, что каждый человек обладает какими-либо способностями и эти способности в процессе обучения можно развить, независимо от их первоначального уровня!).

За прошедшее время в школе многое изменилось – сейчас на отделении «Свободное творческое развитие» с детьми с ОВЗ занимается 8 педагогов и концертмейстеров. Проблема кадров решается непросто, поскольку их подготовка возможна пока лишь через систему семинаров и курсов по артпедагогике и социальной терапии, проводимых различными общественными организациями (в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге и некоторых других городах), с которыми мы поддерживаем связи, кроме того, нужна личная уверенность и убежденность каждого педагога в необходимости этой деятельности.

 Школой используется зарубежный опыт работы – установлены международные контакты со специалистами в этой области из Швеции, Финляндии, Польши, Швейцарии, Германии, Великобритании и других стран.

Надо сказать, что большую поддержку школе в нашей работе оказывает наш учредитель – Управление культуры Администрации города Екатеринбурга,  без которого нам не удалось бы продвигаться дальше. По инициативе Управления культуры образована городская методическая секция по артпедагогике и городской ресурсный центр по направлению «артпедагогика»  на базе нашей школы. Являясь муниципальным ресурсным центром, школа  организует методические мероприятия данной направленности для педагогов города и области, на которых делится своим опытом работы и приглашает  отечественных и зарубежных специалистов для проведения мастер-классов. Одним из значимых мероприятий ГРЦ был проведенный в 2013 году международный Интернет-форум «Возможности искусства в коррекционной педагогике», по итогам которого был издан сборник статей с одноименным названием.

Сейчас в школе обучается 35 детей-инвалидов (общий контингент школы – около 700 чел., из них бюджетный – 425 человек), в том числе инвалидов по слуху – 3, по зрению – 1, с тяжелыми нарушениями речи – 1, с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 4, с задержкой психического развития – 4, с умственной отсталостью – 12, с расстройствами аутистического характера – 7, со сложными дефектами – 2, с другими ОВЗ – 1 человек. Занятия ведутся группами в 5 – 6 человек, есть и индивидуальные занятия, в том числе на музыкальных инструментах, объем учебных часов – 11,5 в неделю.

Определенный «задел» сделан школой в программно-методическом обеспечении – коллективом педагогов под руководством заведующей отделением Малковой Ю.Н. разработана, сертифицирована и используется в учебном процессе авторская программа – «Комплексная программа для эстетических отделений детских школ искусств по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья» (удостоенная Гран-При областного конкурса программно-методическое обеспечения). Программа включает в себя такие предметы, как «Психология общения и творчества», «Беседы об искусстве», «Изобразительное искусство», «Декоративно-прикладное искусство», «Эвритмия», «Основы театральной игры», «Музыка», «Предмет по выбору» (в т.ч. музицирование на музыкальных инструментах). Группы учащихся формируются в зависимости от возраста детей и тяжести их состояния. Как правило, мы объединяем детей с различными нарушениями.

Завтра на мастер-классах, которые будут вести наши педагоги Малкова Я.С. и Зубкова Е.А. вы сможете более подробно познакомится с методиками преподавания предметов «эвритмия» и «изобразительное искусство».

Другим видом деятельности учащихся является внеурочная деятельность, которая включает в себя проведение различных праздников и тематических мероприятий (в том числе связанных с календарными событиями и временами года), экскурсий, выездов на турбазы, походов и т.п.

На отделении созданы два творческих коллектива – театральная мастерская «Алые паруса» и Пластический театр. Коллектив «Алые паруса» был участником Х Всемирного фестиваля детских театров в Москве «Дети играют для детей» в 2008 году (по приглашению председателя оргкомитета фестиваля Михаила Калягина).

В рамках творческой деятельности учащиеся принимают участие в различного уровня конкурсах и фестивалях (как специальной направленности для детей с ОВЗ, так и традиционных), являются лауреатами и дипломантами городских, областных, региональных и международных конкурсов и фестивалей.

Большое внимание школа уделяет социокультурному проектированию, Надо сказать, что данное направление является одним из приоритетов воспитательно-образовательного процесса.

Преподаватели школы стали инициаторами создания ряда проектов, направленных на организацию совместного творчества подростков и молодых людей с ОВЗ со сверстниками, не имеющими нарушений, создавая вместе картины, инсталляции, спектакли, фильмы и многое другое.  Эти проекты являются образовательными для всех участников творческого процесса, а для города, как толерантной территории, это проекты социально-культурной направленности.

Социокультурные проекты (проведение выставок работ учащихся, создание спектаклей и концертных программ и т.д.) реализуются совместно как с  учреждениями культуры (музеями, библиотеками, зоопарками, домами культуры), так и другими организациями.

Так совместно со Свердловской региональной общественной организацией инвалидов «Солнечные дети» был реализован проект-фотовыставка «Мы с тобой одной крови – ты и я!», где запечатлено общение наших учащихся с известными российскими и уральскими «звездами» – артистами, музыкантами, художниками, деятелями эстрады. Выставка состоялась на площадке Фонда-музея графических искусств «Шлем», демонстрировалась у нас в школе.  

Одним их наиболее значимых по результатам презентации творчества  людей – «аутсайдеров» проектов является проект «Ищем Ван Гога». Это передвижная выставка изобразительных работ учащихся, демонстрируемая (с 2007 года) в различных учреждениях и организациях (в отелях, бизнес-центрах, библиотеках, галереях, ДК и т.д.). За её 9-летнюю историю выставка побывала в отелях «Хаятт», «Атриум-Палас», библиотеках им. Белинского, им. Герцена, в музеях ЕМИИ, «Гамаюн», музее Б.У.Кашкина, Галерее 11, КБ «Контур», областном фильмофонде, Свердловской киностудии, ТЦ «Гринвич», в УрГУ, УрУФК и многих-многих других местах). Надо сказать, что выставка неизменно пользуется вниманием окружающих, а в 2013 году был издан альбом, названный «Ищем Ван Гога» и посвященный этому проекту, в который вошли 30 лучших рисунков детей.

Совместно с Фондом «Культурный транзит» школа в рамках образовательного проекта «Ищем Ван Гога» принимала участие в летнем проекте «Hello» с участием австрийских и екатеринбургских художников. Проект проходил на территории ТЦ «Гринвич» летом 2014 года, результатом его стала яркая инсталляция, некое подобие «арт-скамейки», где были выставлены работы наших «Ван Гогов». Автором концепции арт-объекта стала австрийская художница Антея Лоузу.

Ребята из классов свободного творческого развития  приняли участие в выставке «Фотоувеличение», направленной на самореализацию «особых детей» посредством фотографии. Проект «Фотоувеличение» открылся в ноябре 2014 года выставкой фотографий, сделанных детьми с особенностями ментального развития. В течение недели 4 «особых» и 4 обычных молодых фотографа снимали отчет о своей жизни на одни и те же фотоаппараты. Концепция проекта такова: итоговая выставка не разделяет работы «особых» и простых фотографов, выбранные фото представляют собой поток изображений, направленных на единую идею, в то время как фамилии авторов фотографий представлены отдельным списком.

Проект «Сад Парнаса» – проект-хеппенинг (искусство случайностей) направленный на организацию совместного творчества подростков и молодых людей с ОВЗ со сверстниками, не имеющими нарушений, при создании инсталляций – деревьев, символизирующих мир современных коммуникаций. Проект был реализован на базе Екатеринбургского музея изобразительных искусств в рамках общеевропейского проекта «Ночь музеев 2011», а получившиеся инсталляции были использованы в выставке «Ищем Ван Гога».

В числе реализованных проектов был так же и проект «Кинопрорыв», который позволил ребятам попробовать себя в качестве создателей фильма, в чем им помогали профессиональные журналисты и кинооператоры  41-го канала.

Подобные проекты показывают потенциал творческой деятельности особых людей, позволяют увидеть результат их творчества, презентовать зрителю искусство «аутсайдеров», как одного из направлений современного искусства. В процессе реализации социокультурных проектов создается благоприятная обстановка для новых форм работы с теми, кто нуждается в заботе, опеке и сопровождении, создается новое образовательное пространство.

Необходимой частью педагогической работы отделения является мониторинг развития учащегося – преподаватели и родители находятся в тесном контакте, что позволяет индивидуально планировать и корректировать образовательно-воспитательный процесс для каждого ребенка, создавать свой «маршрут» его дальнейшего развития.

В целом результатом многолетней работы школы в этом направлении педагогической деятельности можно считать создание нужной образовательной среды (многоплановой, многоуровневой, широко охватывающей со всех сторон своего «подопечного»), обеспечивающей развитие человека с ОВЗ и его социализацию.

Работа школы по воспитанию и образованию детей с ОВЗ одобрена и поддерживается Управлением культуры Администрации города Екатеринбурга, Министерством культуры Свердловской области, опыт работы транслируется школой на различного уровня методических мероприятиях, привлекая внимания педагогического сообщества к этой проблеме, растет (пусть пока и медленно) число последователей – всё это позволяет надеяться на то, что эта работа получит в скором будущем более широкое распространение.

В январе 2016 года городским ресурсным центром по артпедагогике будет организована Всероссийская научно-практическая конференция «Культура инклюзии: проблемы, условия, факторы реализации», принять участие в которой мы приглашаем всех заинтересованных этой проблематикой работников культуры и образования.  

В завершение своего выступления мне хотелось бы сказать следующее:

- да, мы понимаем, что работа с детьми-инвалидами – это очень сложная работа!

- да, мы понимаем, что кадровая проблема – одно из основных препятствий в продвижении артпедагогики!

- да, мы понимаем, что катастрофически не хватает программно-методического обеспечения!

- да, мы понимаем, что пока очень немногие пойдут в лед за нами!

Но! Те школы, которые пойдут за нами по этому пути – это будут Великие школы!  Великие – своей Душой и своим Сердцем! И они найдут для себя очень многое на этом Пути!

А чтобы немного облегчить им этот путь и способствовать дальнейшему продвижению артпедагогики, мы просим педагогическое сообщество города Екатеринбурга принять в дар от нас нашу авторскую работу – «Комплексную программу для эстетических отделений детских школ искусств по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья», которую мы безвозмездно передадим на всероссийской конференции в январе 2016 года всем школам искусств города! Но особенно нам было бы приятно передать её в руки тех, кто хочет пойти вслед за нами!