Официальные сайты Екатеринбурга
14:54, 24 февраля 2018, суббота

МАУК ДО Екатеринбургская детская школа искусств № 4 «АртСозвездие» ► On-line 3D-экскурсия

Методическая работа

«Игра – дело серьёзное»  для преподавателей театральных и эстетических отделений ДШИ.

Авторы - Малкова Ю.Н., Ловцова Н.С., Малкова Я.С., Котова М.Ю.

Целью данного методического пособия  является систематизация комплексного подхода в работе над театральными постановками в детских школах искусств. Методическое пособие  «Игра – дело серьёзное» является некоторым итогом работы театральной мастерской «Алые паруса» в МБОУК ДОД ЕДШИ № 4. Методическое пособие  «Игра – дело серьёзное» адресовано в первую очередь преподавателям театральных отделений и отделений общеэстетического развития,  а так же руководителям детских театральных коллективов при школах, клубах, домах творчества, родителям и воспитателям.

Специфической особенностью данного пособия является содержание раздела «Особенности обучения детей с нарушениями развития». Этот раздел описывает опыт театральной мастерской «Алые паруса» в создании условий интегрированного подхода и творческого развития детей с нарушениями и  их здоровых сверстников. 

Краткая характеристика содержания  Методического пособия  «Игра – дело серьёзное».

Методическое пособие «Игра – дело серьёзное» состоит из двух частей  и приложений.

Часть первая.   Обучение детей основами театральной игры в детской школе искусств.   Эта  часть состоит из трёх глав, каждая  из которых посвящена отдельному возрасту. 

Глава 1 -  дошкольный возраст. 

Раздел 1 - «Характеристика возраста и психолого-педагогический подход  в работе с детьми дошкольного возраста. (4 – 6 лет)». В этом разделе дана характеристика особенностей дошкольного возраста с точки зрения возрастной психологии, с учётом как физического,  так и психического развития ребёнка. 

Раздел 2 –  «Особенности обучения  детей  с нарушениями развития».  Содержит рекомендации по развитию детей с особым и отклоняющимся развитием в дошкольном возрасте на развивающих уроках театра. 

Раздел 3 - « Предмет – Актёрское мастерство».  Содержит сценарии упражнений, игр и пьесы для детей дошкольного возраста, которые авторы рекомендуют для занятий на интегрированных уроках по актёрскому мастерству и сценическому движению.

Раздел 4 – «Нотное приложение». Содержит   ноты к сценариям и упражнениям.

Раздел 5 -  «Предмет -  Искусство сценической  речи».  Комплекс упражнений по сценической речи. Этот комплекс направлен на развитие речи ребёнка дошкольника, правильность произношения, разнообразие интонационных вариантов, развитие памяти и образного мышления.     

Глава 2 -  младший школьный возраст.

Раздел 1 - «Характеристика возраста и психолого-педагогический подход в работе с детьми младшего школьного возраста. (7-12 лет)». В разделе дана характеристика развития ребёнка после шести лет (после начала смены зубов) и до момента предпубертата – двенадцать лет. Это время в жизни ребёнка проходит под флагом  радостных открытий и приобретений, поэтому в этом разделе даны рекомендации по разумному подходу к здоровью и психическому формированию ребёнка младшего школьного возраста.

Разделе 2 - «Особенности обучения  детей с нарушениями развития». В разделе  даётся описание особенностей детей, имеющих нарушения развития в период начальной школы и рекомендации по терапевтическому, коррекционному подходу к ним.

Раздел 3 - «Предмет – Актёрское мастерство». Содержит  сценарии и упражнения для детей 7-12 лет, а также пьесы, которые могут быть поставлены различным составом и различным способом (форма кукольного, драматического, музыкального театра).

Раздел 4 – «Нотное приложение».

Раздел 5 - «Искусство сценической  речи».  В упражнениях по искусству речи включены упражнения на дикцию, дыхание, декламацию и рецитацию. Эти упражнения направлены на более глубокое переживание  ребёнком (7-12 лет) своего тела, особенностей звучания согласных и гласных звуков, укрепления физических основ речи (гортань, диафрагма, легкие).     

Глава 3 - старший школьный возраст.

Раздел 1 - «Характеристика возраста и психолого-педагогический подход  в работе с детьми старшего школьного возраста. (13 – 18 лет)». Этот раздел пособия содержит описание возрастных характеристик подросткового периода, когда особенности пубертата подразумевают становление и укрепление индивидуальных качеств личности, развитие сознательного мыслительного процесса, активное становление воли.

Раздел 2 -  «Особенности обучения детей  с нарушениями развития».  Описание подходов в работе с теми, кто имеет ограниченные возможности здоровья.

Раздел 3 -  «Предмет  - Актёрское мастерство».  Предлагает упражнения и сценарии для подросткового периода, а также некоторые пьесы.

Раздел 4 -  «Нотное приложение».

Раздел 5 -  - «Искусство сценической  речи».  Упражнения для занятий по сценической речи для старшего возраста  и направлены на индивидуальное, осмысленное произнесение и проработку.

Часть вторая.   Методические рекомендации по организации учебно – воспитательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья. Эта часть методического пособия содержит:

Особенности образования детей с ограниченными возможностями здоровья в системе детской школы искусств

Концептуальные установки и принципы

Организация работы классов для детей с ограниченными возможностями здоровья в системе детской школы искусств

Формы и методы обучения

Формы оценки качества и контроля

Приложение 1 – Развивающие и подвижные игры для занятий на уроках актёрского мастерства и сцендвижения. Эти игры могут быть взяты для работы с различным возрастом, а также использоваться в индивидуальной коррекционно- развивающей работе с теми, кто имеет нарушения и особенности развития физической или психической сферы.

Приложение 2 – Программа «Основы театральной игры», это часть комплексной программы «Свободное творческое развитие». Программа содержит характеристику предмета «основы театральной игры», основные направления воспитательно – образовательной   работы на каждый год обучения, учебно-тематический план на 8 лет обучения. В учебном плане следующие разделы – искусство речи (сценическая речь и речеголосовой тренинг), психогимнастика (пластика тела и сценическое движение), мастерство актёра (актёрский тренинг и постановка спектаклей). Содержание каждого года обучения заканчивается  знаниями, умениями  и навыками, которые должны освоить учащиеся.

 Результаты апробации  методического пособия  для театральных и  эстетических отделений ДШИ.

(Из опыта  работы театральной мастерской  «Алые Паруса»  - образование  и воспитание детей в области театрального искусства).

Искусство театра - это специфическая форма познания и отражения жизни. Систематизированные занятия театром помогают детям найти самого себя, дать возможность раскрыться, почувствовать себя нужным кому-то, ведь проблема детского одиночества и негативизм, выплёскивающийся с экранов, на улицах, в средствах массовой информации, делает современного человека  аутичным, агрессивным, неспособным к адаптации.

Методическое пособие «Игра – дело серьёзное» адресовано в первую очередь преподавателям театральных отделений и отделений общеэстетического развития,  а так же руководителям детских театральных коллективов при школах, клубах, домах творчества, родителям и воспитателям. Специфической особенностью данного пособия является содержание раздела «Особенности обучения детей с нарушениями развития». Этот раздел описывает опыт театральной мастерской «Алые паруса» в создании условий интегрированного подхода и творческого развития детей с нарушениями и  их здоровых сверстников. 

Методическое пособие «Игра–дело серьёзное»является некоторым итогом работы театральной мастерской «Алые паруса» в МБОУК ДОД ЕДШИ № 4. Цель создания театральной мастерской - развитие эмоциональной сферы, воображения, творческих способностей детей, подростков и молодых людей средствами театрального искусства. 

«Максимальное развитие личности ребёнка происходит только в разумно устроенном обществе» (Селистен Френе). Театральная мастерская или студия в школе или клубе может взять на себя ответственность за создание условий для развития личности ребёнка, и выстроить образовательно-воспитательный процесс разумно. Это значит, что   атмосфера свободы,  доверия, добра, высокой нравственности, интересного общения в творческой работе станут опорой ребёнку  в его дальнейшей  жизни.

Методическое пособие  учитывает этапы развития ребенка и представляет собой единую систему комплексного обучения детей театральному искусству  с последовательно развивающимися разделами и темами. Междисциплинарный подход позволяет создать связь теоретического и практического содержания разделов, включенных  в общий образовательный маршрут по всем предметам театрального искусства.

С 2001 года в работе театральной мастерской ЕДШИ № 4 используются упражнения, игры  и развивающий учебный материал, предлагаемый в данном методическом пособии.

Отдельные идеи методического пособия были опубликованы в тезисах региональных и всероссийских научно-практических конференций, проводимых в г. Екатеринбурге, Санкт - Петербурге, а также в журналах «60 параллель» и  «Альбом культуры».  С 2003 года в ЕДШИ № 4 проводились открытые уроки, мастер – классы,  семинары-практикумы  для  преподавателей города и области.   

Предлагаемые сценарии спектаклей используются для постановок в Москве, Санкт – Петербурге, Томске.  Рекомендации из методического пособия «Игра – дело серьёзное» проходили апробацию в ЕДШИ № 4 в течение  8 лет. Апробация прошла успешно: дети из классов творческого развития активно и успешно участвуют в конкурсах, фестивалях, выставках (городских,районных,областных,международных).  Работа специалистов в  ЕДШИ № 4  получила родительское и общественное признание.