Официальные сайты Екатеринбурга
09:54, 20 июля 2018, пятница

МАУК ДО Екатеринбургская детская школа искусств № 4 «АртСозвездие» ► On-line 3D-экскурсия

Методическая работа

"Как рождается чудо"
(Комплексная учебная программа по музыкально-теоретическим дисциплинам для 1-7 классов ХО ДШИ)

Авторы - Нечаева Т.Б., Трефилова В.В.

Формирование гармонично развитой личности - одна из главных задач образовательного процесса. Всестороннему развитию учащихся хореографических отделений способствуют все дисциплины образовательного процесса ДШИ, но в значительной мере помогают предметы теоретического цикла. Между тем, общее отношение к дисциплинам данного характера второстепенное, хотя именно они  в силу специфики их содержания способны формировать и развивать эстетический вкус ребёнка.
Развитие эстетического вкуса - способности восприятия, понимания и оценки эстетических свойств явлений и предметов - является важнейшей стороной формирования личности.Вместе с тем, современные процессы, связанные с широким распространением массовой музыки, большей частью отрицательно воздействующей на эстетический вкус детей, заставляют вновь обратиться к данной теме, поскольку её актуальность заметно обостряется.
Представляется  необходимым также изучение процесса развития эстетического вкуса средствами теоретических дисциплин у школьников, занимающихся хореографией.
В процессе эстетического воспитания формируется эстетическое восприятие, эстетический вкус, эстетический идеал, развивается способность к созданию эстетических ценностей не только в искусстве, но и в повседневной жизни.
Именно процесс формирования эстетического вкуса как наиболее соотносимый с духовным, культурным, художественно-творческим развитием каждого субъекта определяет степень развития их эстетического сознания, что даёт возможность для удовлетворения потребностей в творчестве и самовыражении детей в образовательном процессе.
Значительные возможности для развития эстетического вкуса школьников, занимающихся на хореографических отделениях ДШИ, представляют теоретические предметы: "Слушание музыки", "Эстетика", "Краткий курс истории искусств", "Музыкальная литература", "Беседы о хореографическом искусстве".
Анализ программ ДМШ и ДШИ  по предмету "Слушание музыки" для детей младшего школьного возраста показал, что музыкальный репертуар образовательных программ по "Слушанию музыки" больше ориентирован на воспитание и обучение детей, занимающихся на музыкально-инструментальных и хоровых отделениях. Учащиеся музыкальных отделений имеют возможность воспринимать музыку не только благодаря её слушанию и пению, но и через собственное исполнение на каком-либо инструменте, что не всегда может осуществить ребёнок  - учащийся хореографического отделения. "Краткий курс истории искусств" предназначен для учащихся художественных школ, что соответствует их напрвленности.
Хореография - синтетический вид искусства, поэтому такие широкие понятия, как жанр, ракурс, линия, форма и другое, необходимо рассматривать с точки зрения различных видов искусства. Знание языка искусств способствует полному воплощению сценического образа учащимися хореографического отделения. С помощью пластикии движения учащиеся передают музыкальное настроение и образы какого-либо произведения. Такие понятия как метр, ритм, темп, лад и другие средства музыкальной выразительности, детям необходимо знать и ощущать с первыхь уроков в ДШИ.
Таким образом создание комплексной программы по музыкально-теоретическим дисциплинам, содержащей эстетику, историю изобразительного искусства, музыки и танца, обусловлено спецификой образовательного процесса на хореографических отделениях.

Цели программы:
Повышение культурного уровня учащихся, развитие их эстетического вкуса, осмысление собственной художественной практики, знакомство с основными направлениями, видами и  жанрами искусства, особенностями их взаимодействия и развития в историческом контексте;
Формирование культурных ориентаций и установка личности современного человека на эстетические идеалы. 

Программа рассчитана на 7 учебных лет. Апробация программы проводилась на базе ЕДШИ № 4 "АртСозвездие" с 2003 года. Программа содержит учебно-тематический план, содержание курса, требования к уровню подготовки выпускников хореографического отделения по предметам теоретического цикла, перечень учебно-методического обеспечения, список литературы.