Официальные сайты Екатеринбурга
09:04, 25 февраля 2018, воскресенье

МАУК ДО Екатеринбургская детская школа искусств № 4 «АртСозвездие» ► On-line 3D-экскурсия

Актуальные проблемы преподавания творческих дисциплин в контексте современного образования и культуры

Сборник содержит статьи участников IV Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы преподавания творческих дисциплин в контексте современного образования и культуры» и рассчитан на специалистов, занимающихся проблемами культуры и вопросами преподавания творческих дисциплин" (г. Томск).

СТАТЬЯ В СБОРНИКЕ КОНФЕРЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ЕДШИ № 4 "АртСозвездие"

ОПЫТ СОЗДАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ С УЧАЩИМИСЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ: ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК УСЛОВИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

преп. Т.В. Ефремова, О.Е. Чигинцева

В 1984 году преподаватели фортепиано музыкально-хорового отделения школы в качестве одной из форм учебной отчётности учащихся решили ввести творческий зачёт, на котором можно было бы демонстрировать плоды творческой деятельности, в том числе созданные музыкальные композиции.

В 1992 году преподаватель фортепиано музыкально-хорового отделения Ефремова Татьяна Валерьевна начала вести групповые занятия по музыке и ритмике для учащихся эстетического отделения, на котором обучаются дети, предпочитающие изобразительное и декоративно-прикладное творчество. Тогда же начала свою деятельность Школьная филармония «Вера - Надежда - Любовь», в рамках которой юные любители музицирования эстетического отделения имели возможность создавать новые музыкальные композиции. Преподавателем были созданы авторские рабочие программы «МиР» (музыка и ритмика), а также «Музыкальные картинки и истории» (музицирование: индивидуальные и ансамблевые занятия), предусматривающая теоретико-практическое развитие творческих и социальных способностей воспитанников.

В 1999 году в школе начала осуществляться педагогическая деятельность, направленная на художественно-эстетическое воспитание и образование детей-инвалидов, имеющих сложную структуру нарушений здоровья и личностно-индивидуального развития, для которых были созданы классы свободного творческого развития и классы социального искусства.

В течение всех последующих лет в рамках творческой деятельности Школьной филармонии «Вера - Надежда - Любовь» осуществлялось создание учебно-методического пособия: «Хрестоматия познавательной читки с листа для начинающих любителей музицирования в рамках общеэстетического образования «Между прошлым и будущим», состоящая исключительно из музыкальных композиций, созданных учащимися школы искусств, в том числе при активном участии инвалидов - детей, подростков и молодых людей - тех, кто нуждается в особых условиях для личностно-индивидуального развития.

Идея создания Хрестоматии была озвучена впервые в 2004 году и за истёкшие годы многократно представлена на открытых уроках, авторских тематических семинарах, курсах повышения квалификации, конгрессах для людей с ограниченными возможностями, педагогических и научно¬практических конференциях, в том числе российских и международных.

Весной 2005 года Ефремова Т.В. представила авторские методико-педагогические материалы о Школьной филармонии «Вера - Надежда - Любовь» на конкурс «КАМЕРТОН», организованный Палатой Представителей Законодательного собрания Свердловской области. Общественности были презентованы два нотных сборника из опыта создания музыкальных композиций учащимися школы. Автор материалов был награждён Дипломом Лауреата за разработку и внедрение нетрадиционных методов в музыкальной педагогике.

Летом 2005 года материалы, участвующие в конкурсе, были изданы Отделом культуры Администрации Ленинского района г. Екатеринбурга в виде отдельной брошюры и представлены на ежегодной августовской районной педагогической конференции.

В 2005-2010 годы педагогический коллектив школы принял участие в реализации совместного с кафедрой специальной педагогики и психологии ГОУД ПО «Институт развития регионального образования Свердловской области» (ИРРО) проекта «Психолого-педагогические условия профилактики, диагностики, коррекции психофизических отклонений в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья» по теме: «Развитие эмоционально-волевых качеств личности средствами лечебной педагогики у детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе интеграции их в социально-педагогическую среду детской школы искусств». В рамках совместного проекта преподаватели классов социального искусства презентовали творческий процесс создания Хрестоматии. Апробация материала учебно-методического пособия «Хрестоматия познавательной читки с листа для начинающих любителей музицирования в рамках общеэстетического образования «Между прошлым и будущим» показала следующие результаты:

-   учащиеся с большим интересом знакомятся с музыкальными упражнениями, маленькими мелодиями и песенками, созданными другими учениками, а также сами начинают создавать подобные и более сложные музыкальные композиции;

-   после читки с листа наиболее понравившиеся мелодии и песенки наравне с пьесами известных композиторов входят в репертуар начинающих музыкантов и исполняются на открытых концертах, фестивалях и конкурсах;

-   те учащиеся, которые в силу своих познавательных особенностей с трудом могут осваивать требования академических программ по обучению игре на звуковысотных музыкальных инструментах, получают возможность на доступном репертуаре познавать выразительные средства музыкального языка, нотную грамоту, развивать исполнительский аппарат, а также творческие и социальные способности;

-   благодаря стихотворениям, использованным для создания музыкальных композиций, учащиеся узнают много интересного и полезного о природе, человеке и созданной им культуре.

В 2008 году преподаватели Ефремова Т.В. и Чигинцева О.Е. принимали активное участие в разработке социально-педагогического грантового проекта «Здравствуй, Человек!», совместного с Региональной общественной организацией Свердловской области «СЕМАРГЛ» (уставная деятельность: содействие реализации гражданских прав лицам с ограниченными умственными возможностями). В двух сборниках из 3-х, изданных по результатам осуществления проекта, опубликованы ноты с музыкальными композициями, созданными учащимися школы. В рамках проекта музыкальные композиции неоднократно исполнялись как самими авторами, так и их родителями, братьями и сёстрами, друзьями, а также различными по профессиональной деятельности и служебной должности специалистами, являющимися слушателями курса по лечебной педагогике.

В 2012 году Школьная филармония «Вера - Надежда - Любовь» приняла участие в Открытом общегородском детско-юношеском конкурсе имени М.П. Фролова «Юный композитор», представив нотный материал и исполнив Песенный триптих «Чтобы сил хватило у Земли», входящего в Хрестоматию, и была награждена Дипломом Лауреата за коллективное творчество.

В наследство от самых первых учеников школы в багаже Филармонии осталась серия мелодий, которая была создана более 20-30 лет назад на стихи разных поэтов. Некоторые из них, например такие, как песня в форме рондо «Зима недаром злится» на слова Ф.Тютчева и сборник «Между небом и землёй песня раздаётся», созданный в 1997 г. к 140-летию со дня смерти М.И. Глинки, вот уже много лет служат на уроках отличным материалом для переживания и осознания сезонных природных событий и явлений, а так же освоения основ теории музыки и развития исполнительского мастерства. Хрестоматия «Между прошлым и будущим» состоит из 10-ти сборников: семь посвящены временам года и находятся в основной части пособия, а три - в приложении - демонстрируют альтернативные способы создания музыкальных композиций или записи музыкального материала, необходимых для того, чтобы каждый в силу своих возможностей мог принять участие в музицировании.

Участники творческого коллектива Художественные мастерские «Синяя Птица» под руководством Чигинцевой Оксаны Евгеньевны подобрали фотоиллюстрации ко всем 10-ти нотным сборникам и создали слайд-фильмы, которые являются образно-визуальным средством для формирования и совершенствования творческих - познавательных, художественных и исполнительских - возможностей и способностей подопечных. Работа над иллюстрированием нотных сборников Хрестоматии позволила воспитанникам активизировать исследовательскую деятельность, разнообразить переживания, расширить и углубить знания. Рассмотрение и обсуждение поэтического текста, музыкальных элементов созданных и исполняемых композиций, подбор фотографий по теме, возможность высказать своё мнение и удовлетворение готовой работой - это определённый шаг вперёд.

Сертификат, выданный авторам Хрестоматии в 2013 году по заключению Экспертно-диагностической службы ГБУК Свердловской области «Методический центр по художественному образованию» Министерства культуры Свердловской области, свидетельствует, что учебно-методическое пособие соответствует современным требованиям к методическому обеспечению образовательного процесса и рекомендуется к применению в образовательных учреждениях культуры и искусства начального образовательного уровня.

Учащиеся и преподаватели МАОУК ДОД Екатеринбургская детская школа, искусств № 4 «АртСозвездие», как создатели музыкальных композиций, так и авторы статьи и Хрестоматии, рады поделиться своим творчеством и опытом со всеми, кому это интересно и необходимо.