Официальные сайты Екатеринбурга
22:13, 19 января 2018, пятница

МАУК ДО Екатеринбургская детская школа искусств № 4 «АртСозвездие» ► On-line 3D-экскурсия

Танцуем вместе с мамой

 

 Художественный руководитель:
 Нечаева Татьяна Борисовна, преподаватель высшей категории

 

«Хорошие родители важнее хороших педагогов» -  говорил Г. Нейгауз.

Ведь от эмоционального фона семьи и первых впечатлений ребёнка во многом зависит вся его будущая жизнь. Хорошими родителями не рождаются, ими становятся, если конечно есть любовь к детям и желание помочь им на пути становления личности. 

Но путь этот не всегда простой, и иногда мы проходим его всего один раз вместе со своим ребёнком, и учиться просто не успеваем. А потом слышим: «Вот если бы я знал это раньше, я бы своего ребенка воспитывал совсем по-другому».

В 2000 году на базе Детской школы искусств № 4 началась экспериментальная работа по созданию групп «Мать и дитя». Идея принадлежала выпускникам школы, которые хотели, чтобы их дети начали свой путь в искусство в стенах родной школы.Таким образом, была набрана первая группа детей в возрасте полутора лет,поступивших в ЕДШИ № 4.

Целью нашей работы  видели воспитание эмоциональной отзывчивости, приобщение к искусству во всём его многообразии,и повышение уровня педагогической культуры родителей наших маленьких учеников. Необходимость приобщения ребёнка к миру искусства с самого раннего возраста сегодня доказана врачами, психологами и педагогами. Через активное восприятие музыки, движения и цвета, создаются благоприятные условия для формирования умственной деятельности ребёнка, начиная с самого рождения.  Значение роли семьи в этом процессе трудно переоценить.                                                                                    

Между тем исследователи семьи отмечают снижение уровня её воспитательного потенциала, роли семейных ценностей, говорят о кризисе современной семьи. Сегодня нормой стали неполные семьи, детская беспризорность, непонимание и отчуждённость детей и родителей. Система детско-родительских отношений нуждается в глубоком переосмыслении. Ведь для нас важно не только то, как вырастут наши дети, но и то какими родителями станут в своё время они.

Гармоничное состояние ребенка, согретого любовью, пониманием и поддержкой окружающих, является основой его физического и психического здоровья, доброжелательного отношения к людям, развития чувства гуманности и ответственности к окружающему миру. Но это возможно только в случае приобретения опыта доверительных, партнёрских отношений.

Хорошо если такой опыт приобретён в собственной семье, а если его нет? Установление тактики сотрудничества во взаимодействии детей и родителей требует развитой педагогической культуры родителей, и квалифицированной педагогической и психологической помощи семье. Педагогическая культура родителей это не просто сумма педагогических и психологических знаний, представлений о норме и т.д.

Развитие каждого ребёнка уникально, и нужно понять смысл происходящих с конкретным ребёнком изменений, помочь ему в его уникальном индивидуальном развитии. Для нас важно было не просто выдать родителям какие-то аксиомы, а создать ситуацию взаимопонимания ребёнка и родителя. Для маленького ребёнка участие в совместных с родителями действиях является опытом социального, общественного существования, способом получения знаний, умений, навыков, необходимых для развития.

Очень важно переживание внутреннего единства с родителем, которое формируется только в совместной деятельности. Совместная творческая деятельность детей и родителей позволяет увидеть ребёнка в развитии, понять значение происходящих с ним изменений для его жизни. Она способствует установлению положительного, продуктивного взаимодействия внутри семьи. К большому сожалению, совместное творчество детей и родителей всё реже встречается в современной жизни. Такие формы, как традиционное семейное чтение, семейное музицирование, семейный театр постепенно вытесняются просмотром телепередач. Из нашей жизни уходит живое литературное слово, живая музыка.

С танцевальной культурой ещё сложнее. Традиции детских балов давно в прошлом,а современные детские дискотеки зачастую становятся единственным способом двигательного самовыражения,где дети это могут сделать совместно с родителями. Осознавая необходимость приобщения родителей к воспитательному, учебному и творческому процессам, мы начали искать точки соприкосновения, где бы родители, дети и преподаватели могли в естественных условиях объединить свой творческий потенциал.

Организационно-педагогический потенциал урока ритмики и танца позволяет осуществлять работу с детьми и взрослыми на основе взаимодействия и даёт широкие возможности включения в совместную творческую деятельность. Методика музыкального движения построена на основе соединения тонко развитого мышечного чувства, со способностью к целостному восприятию музыкального произведения, что способствует удовлетворению потребности человека в эмоционально-двигательном самовыражении. При этом происходит обращение к лучшим образцам мировой музыкальной культуры: классической, народной, современной музыке, в «живом» исполнении. Совместная с родителями музыкально-ритмическая деятельность, как никакая другая отвечает физиологическим и психологическим потребностям ребёнка.

Вследствие физиологической недоразвитости у детей-дошкольников второй сигнальной системы особое значение приобретает невербальное общение: мимика, жесты, характер прикосновений. Для маленького ребёнка непосредственный телесный контакт с родителем служит началом отношений с другими людьми на эмоциональном, а потом и интеллектуальном уровнях. 

Совместное участие в танцах детей и родителей может стать для ребёнка образцом полноценного телесно-психического взаимодействия двух партнёров. Совместная музыкально-ритмическая деятельность даёт малышам возможность пережить вместе с родителями положительные эмоции, совершенствовать навыки невербальной коммуникации, проявлять в игровой ситуации своё отношение к окружающему миру.

В проекте «Танцуем вместе с мамой» приняли участие более 200 семей города Екатеринбурга. И сегодня мы можем с уверенностью сказать, что он даёт положительные результаты. Родители отмечают, что занятия дают им уникальную возможность самовыражения, гармонизируют внутрисемейные отношения, способствуют укреплению и сохранению здоровья,повышают общекультурный уровень. Совместно с детьми они сами создают новые игры и танцы, что укрепляет воспитательный потенциал семьи, и даёт широкие возможности для творческого развития детей.

На сегодняшний день группы раннего эстетического развития «Танцуем вместе с мамой» созданы в ряде школ города Екатеринбурга. В них занимаются дети от 1.5 до 3.5 лет вместе с родителями.

На базе ДШИ№4 создан ансамбль «Вместе с мамой». Участники ансамбля: дети от 2 до 9 лет и их родители. Эмоциональность, непосредственность и искренность отношений – основа успеха коллектива. Группы созданы с разным уровнем подготовки родителей, чтобы дать возможность потанцевать всем: и тем, кто впервые вошёл в класс, и тем, кто имеет хореографическую подготовку.

Проект «Танцуем вместе с мамой»  носит социальный характер, направлен на укрепление воспитательного потенциала семьи и гармонизацию детско-родительских отношений.

Концертная деятельность позволяет решать, прежде всего, задачи связанные с воспитанием и обучением, ансамбль «Вместе с мамой» принимает активное участие в школьных концертах, городских и областных фестивалях и конкурсах, отмечен районными, городскими и областными дипломами и грамотами. Выступления ансамбля никого не оставляют равнодушным.

Дело в том, что ребёнок на сцене просто продолжает играть и делает это также как на обычном занятии, искренность, доброжелательность и естественность отношений подкупают зрителей и доставляют удовольствие самим выступающим. Гармоничные отношения мамы и ребёнка легли в основу нашего творчества. Изначально разрабатывалась методику занятий для мам с детьми, но по ходу реализации проекта к ним присоединились бабушки.

Потом в семьях, участвующих в проекте, начали появляться вторые, и даже третьи дети и в этот момент на занятия стали приходить папы, что  несказанно радовало. Зрители утирают слёзы, кричат браво, когда папы танцуют вальс, держа на руках своих маленьких дочерей. Неподдельная радость от взаимного общения заряжает зрителей положительной энергией. Изначально  и не предполагали, что выступления будут даже на школьных концертах. Но когда увидели, как реагирует публика на выступления, поняли, что выход на сцену необходим не только учащимся, но и  зрителям.

Число участников ансамбля увеличивается после каждого концерта, всем хочется пережить те минуты радости и счастья, которые даёт совместный танец. Ведь движение это универсальный язык общения, который не нуждается в переводе. Первыми композициями, с которыми  знакомим наших учеников, становятся русские фольклорные танцы. Воспитание средствами народной педагогики помогает создать ситуацию эмоциональной комфортности, положительно влияет на здоровье и психику ребенка. Дети с удовольствием включаются в народные хороводы и танцы. Но они не всегда подходят для совместного исполнения взрослыми и детьми.

Поэтому на основе народных танцев  начали создавать свои композиции, все участники которых могли бы получить удовольствие, реализовать потребность в двигательном самовыражении. В репертуар входят танцы созданные специально для мам с детьми, на основе фольклорной и бальной хореографии. Среди них «Хоровод», «Мамина кадриль», «Праздничный вальс», «Русский танец», «Будем прыгать через лужи» и многие другие. Подбирая репертуар, мы старались включить в него произведения фольклорного и профессионального искусства, в которых запечатлены и в художественно-образной форме представлены модели гармоничного поведения человека в окружающем мире.

Образы эмпатии, дружеской поддержки, характерные для народной хореографии, легли в основу хореографических композиций, исполняемых на занятиях и дома, что способствовало созданию художественно-образного фона воспитания ребенка в едином пространстве семьи и ДШИ. Хороводы, кадрили, переплясы, передающие характер русского народа, становятся частью семейной культуры. С ними просыпается и интерес к русской музыке.

Чуть позже мы знакомимся с бальной хореографией,опираясь на творчество русских композиторов классиков. Произведения М.И. Глинки, П.И. Чайковского, А.К. Глазунова, А.К. Лядова и многих других, неисчерпаемый источник вдохновения. Мы даём детям и родителям уникальную возможность не просто прослушать музыку, а пережить её наполнить собственным содержанием. И тогда она становится неотъемлемой частью внутреннего мира, создаётся база, на которой вырастает любовь к искусству и культуре Родной страны.